четверг, 2 июня 2016 г.

Север Черногории

Черногория у многих ассоциируется с пляжным отдыхом, ну максимум с прогулками по венецианским городкам на побережье, но настоящий любитель природы не должен ограничивать себя морскими красотами. Я считаю, что, если вам посчастливилось побывать в этой стране, нужно обязательно отправиться на север и увидеть совершенно другую Черногорию.


Я уже писала о некоторых местах по пути на север в этом посте примерно год назад. На этих выходных, так же, как и в прошлом году, наш путь проходил вдоль каньона реки Морача, и потом вдоль каньона реки Тара. Морача и Тара в одном месте проходят очень близко друг к другу, но нигде не пересекаются, мало того, они даже текут в разном направлении, Морача несет свои воды в Адриатику, а Тара впадает в известное нам Черное море. Красоту горных рек сложно переоценить, вода чистая и прозрачная, а бурные воды образовывает причудливые каньоны и пороги.


В этот раз мы снова отправились в мини-путешествие целой толпой - тем же составом, что и в Боснию и Герцеговину плюс еще один человек, такая вот харьковско-криворожская диаспора в Черногории. Всей команды ни на одном фото нет, потому что кому-то приходится быть с другой стороны камеры, так что вот фотка большинства, сделанная возле монастыря Морача:


Монастырь, которой за нашими спинами на фото, тоже стоит посетить, и не только паломникам. На территории разбит парк, можно даже сказать сад, все идеально ухожено, а рядом со входом есть маленькая трапезная, где женщина варит кофе в джезве всего за 50 центов.


После каньонов Морачи и Тары, все туристы попадают к мосту Джурджевича - это один из символов Черногории и кульминация всех автобусных экскурсий. Здесь можно пообедать, погулять по мосту, а самые смелые и щедрые могут даже прокатиться на зип-лайне от одного берега каньона к другому. В хорошие времена весь мост усеян праздно шатающимися людьми, а в ресторанчике напротив моста нет свободных мест. Это классное место, но чтобы по настоящему насладиться поездкой в эти края, нужно ехать не в рамках стандартного автобусного тура, потому что самое интересное начинается после моста, когда автобус сворачивает обратно в Будву.


Следующий пункт нашего мини-путешествия была смотровая площадка Чуревац. Вот сюда уже экскурсионные автобусы точно не ездят, а посетить ее стоит. Говорят, что это самая высокая точка каньона реки Тара, около 1600 м надо уровнем моря и с глубиной ущелья около 1000 м. Словами сложно передать чувство, которое испытываешь, понимая, что под ногами у тебя километровая пропасть, это вам не 8-й этаж и даже не городская ратуша. Сама река блестит где-то далеко внизу, рассмотреть ее почти невозможно.


Моя любимая часть этого маршрута - дорога от моста Джурджевича до Пивского озера. Людям с плохим вестибулярным аппаратом здесь обычно тяжко, а вот мне, как ни странно, просто замечательно, хотя обычно меня укачивает. Дорога проходит по вершинам гор на высоте 1,5 - 2 км над уровнем моря, петляя то вправо, то влево. Здесь нет не то что городов, даже деревень, только иногда встречаются одинокие домики и пастухи с отарами овечек. А еще нет деревьев - нам, жителям равнин, это кажется очень странным. Не знаю точно с чем связан такой феномен, может с большой высотой, но плато, по которому проходит дорога, покрыто только травой.


Отличные виды открываются с перевала Седло - назван он так из-за формы горы. Когда мы попали сюда, дул страшный ветер, и было на несколько градусов ниже, чем на других участках пути. Зато у нас была возможность потрогать снег - он все еще лежит на обочинах. Дело в том, что совсем недавно, буквально 2-3 недели назад, на севере выпал снег и наступила настоящая зима в середине мая. Сейчас уже не так холодно, но все еще белеют снежные глыбы вдоль дороги.


Дальше мы проезжаем через несколько грубо выбитых в горе туннелей, и перед нами открывается Пивское озеро. На самом деле это вовсе не озеро, а водохранилище. В 1976 году Югославские власти решили затопить каньон реки Пива, чтобы построить ГЭС, для чего была возведена плотина высотой 220 м. Постройка очень внушительная, дамба сдерживает тонны воды, а электростанция расположена где-то под землей.


После дамбы дорога уходит к границе с Боснией и Герцеговиной, но нам уже туда не нужно, поэтому возвращаемся к озеру.



Больше всего поражает даже не размер водохранилища, а тот факт, что прежде, чем провести работы по затоплению, черногорцы перенесли древний монастырь и тем самым спасли его от разрушения. Здание монастыря было перемещено на более высокое место по камушку, причем сохранились и старинные фрески, и все внутреннее и внешнее убранство.


На берегу озера расположен крохотный городок Плужине, который, не смотря на свой размер, является центром общтины (по-нашему - областным центром). Он совсем не похож на другие черногорские города, главным образом потому что он новый - самые старые постройки здесь 70-х годов, это связано с тем, что его тоже перенесли на более высокую точку перед затоплением каньона. Старый поселок просто затопили, а жителей переселили в новый. Теперь здесь живут в основном энергетики и прочие работники ГЭС.

На этом месте уже садится солнце и дальше поездка продолжается в сумерках. Все уже устали и хотят домой, весь путь обычно занимает 12-16 часов (12 - это если вообще нигде не гулять, а только ехать по дороге).

Если вам понравился маршрут, и вы или ваши друзья/знакомые/родственники собираются в Черногорию, могу посоветовать вот эту экскурсию. Можно множество раз смотреть фотографии или читать о каком-то месте, но лучше всего увидеть его своими глазами.

Комментариев нет: